logos
Полезные ссылки
Словарик
14.02.2014 13:43

Актуализация - перевод  знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, действующее.

Антропологический вектор тьюторского действия - вектор, указывающий на осознание обучающимся требований программы лично для него, осознание личностных качеств.

Деятельность - форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Закрытое образовательное пространство  - пространство в котором предзадан определенный путь, которым надо провести ученика к заранее известному учителю образу, результату.

Зона ближайшего развития - потенциальные возможности ребенка, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны взрослого; в широком смысле – будущий результат, еще находящийся в процессе становления, «завтрашний день» в психическом развитии человека.

Индивидуализация - способ обеспечения каждому тьюторанту права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих учебных образовательных перспектив.

Индивидуализация образования  предполагает переход на субъект-субъектные отношения, предоставление обучающемуся права и возможности на формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, права и возможности продвижения по индивидуальной образовательной траектории.

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) - программа образовательной и иной деятельности, направленная на его личностное, профессиональное развитие, разработанная и реализуемая тьюторантом самостоятельно на основе личностных, образовательных, профессиональных интересов, потребностей и запросов. ИОП позволяет учесть запросы и потребности, возможности обучающегося — тьюторанта. ИОП позволяет разнообразить, оптимизировать виды и формы образовательной деятельности обучающегося — тьюторанта, его самообразование. 

ИОП выполняет следующие функции:

  • Нормативную (нормативно определяет и обеспечивает образовательную, самообразовательную деятельность тьюторанта, регулирует его развитие);
  • Информационную (информирует об образовательной деятельности);
  • Мотивационную (определяет цели, ценности и результаты образования); 
  • Организационную (определяет виды и формы, методы, модели, варианты, ресурсы образования);
  • Функцию самоопределения (позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора, а также потребность в самоактуализации).

Индивидуальная образовательная траектория - пространственно-временное отражение ИОП. Траектория индивидуального образовательного движения, «след» линии движения учащегося, складывающийся через фиксацию содержания его проб и опыта, образовательных достижений и характеристик индивидуального образовательного пространства, дающий возможность педагогического прогнозирования и реализации тьюторского проекта.

Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, его неповторимость.

Инновация - целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Интерактивный - характеристика процесса обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами образовательного процесса (тьютором и обучающимся, обучающимися между собой); может быть как непосредственным, вербальным диалогом, так и опосредованным диалогически организованным (интерактивным) письменным текстом, включая работу в реальном режиме времени в Интернете.

Компетентность - высокий уровень владения человеком технологиями профессиональной деятельности, а также развитие качеств личности надпредметного характера: ответственности, самостоятельности, способности принятия индивидуальных и совместных решений, творческого подхода к делу, умения постоянно учиться, гибкости теоретического и профессионального мышления, коммуникативности и др.

Компетенция  - способность человека самостоятельно применять знания и навыки в меняющемся трудовом контексте. Компетенция – это набор знаний, умений, опыта и отношений, обеспечивающий качественное выполнение работником трудовых функций в соответствие с требованиями профессиональных стандартов. Обычно выделяют два типа компетенций:

  • собственно профессиональные, относящиеся к технологии трудовой деятельности;
  • общие (ключевые/базовые), необходимые для получения новых знаний, адаптации имеющихся знаний к новым требованиям и ситуациям трудовой деятельности, личностной адаптации к изменяющейся ситуации на рынке труда, и включающие в себя готовность брать на себя ответственность, а также самостоятельность в процессе выполнения трудовых функций и способность действовать в нестандартных ситуациях.

Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (МТА) - общественная организация, созданная в 2006 году, объединяющая в своих рядах представителей профессионального тьюторского сообщества.

Методология - совокупность предметов исследования, применяемых в какой-либо науке; учение о структуре, логической организации, методах и средствах теоретической (мышление) и практической деятельности; система принципов и способов их организации.

Непрерывное образование - формальное дополнительное образование и неформальное дополнительное образование, а также спонтанное обучение работников и учащихся, обеспечивающее оперативное обновление востребованных рынком труда компетенций.

Неформальное образование - образование, структурированное в плане целей, продолжительности и помощи в обучении, но не завершающееся выдачей документа об образовании. 

Образование 1 вариант (официальный) - целенаправленный процесс и результат воспитания, обучения и развития в интересах личности, общества и государства,

2 вариант (тьюторского сообщества) - создание, осмысленное формирование каждым человеком собственного уникального, индивидуального образа в культуре.

Образовательная среда - социальное и предметно-пространственное окружение человека, включая программы обучения, обеспечивающие и опосредующие его общекультурное и профессиональное развитие.

Образовательный запрос - выражение деятельностного отношения обучающегося к своему движению в образовательном пространстве, его намерения, адресованные агентам образования, и зафиксированные в ходе обсуждения индивидуальной образовательной программы.

Образовательный ресурс - содержание учебных курсов и различных практик, доступных для осуществляющего обучение и представляющих для него образовательную ценность.

Образовательное пространство - поле возможных направлений в образовательном движении индивида, конструируемое в соответствии с ценностными и целевыми ориентациями педагога через изменение его институциональных, дидактических, культурологических характеристик.

Образовательные достижения - одна их результативных характеристик образовательного движения, предполагает не только учебный, но и широкий социальный спектр результатов образования.

Организация пространства рефлексии и мыследеятельности - обсуждение с тьютором образовательных целей учащихся, его перспектив, образовательной истории и социального опыта, анализа образовательной деятельности, формулирование осознанного образовательного заказа к обучению и подготовке. 

Педагогическая технология - структурно- процессуальное описание и реализованная на практике модель взаимосвязанных видов деятельности преподавателя и обучающихся, их общения и взаимодействия, направленных на достижение целей образования.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности, обращенная к области познания, как к ее предметной стороне, так и самому процессу овладения знаниями.

Предметный вектор тьюторского действия - вектор указывающий на направленность работы тьютора с «предметным» материалом, выбранным его подопечным.

Принцип вариативности предполагает создание разнообразной «избыточной» среды, по отношению к которой становится возможным осуществление реального выбора в построении индивидуальной образовательной программы.

Проба и опыт  - необходимые составляющие индивидуального образовательного движения, опоры в понимании тьютором его этапности; выделяются в противопоставлении к успешным действиям и достижениям учащихся, связаны с возрастными особенностями учащегося и его реальной ситуацией развития.

Профессиональная тьюторская деятельность  направлена на создание условий для становления субъектной позиции тьюторанта (умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлектировать способы обучения и т. д.), на оказание консультативной и иной помощи в осознании тьюторантом, его родителями, законными представителями образовательных запросов, потребностей, возможностей, помощи в оформлении, анализе и презентации обучающимися индивидуальной образовательной программы: целей, задач, сроков реализации, этапов, предполагаемых учебных и образовательных результатов и достижений.

Рефлексия - (от лат. reflexio – обращение назад, отражение) – это «мыслительный» процесс, направленный на анализ и понимание самого себя и собственных действий. 

Самоактуализация - высшая человеческую потребность, проявляющаяся в желании человека стать тем, кем он может и хочет стать, так и возможность реализации себя, своего потенциала через какое-либо творчество, стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала.

Самоактуализироваться значит стать человеком, максимально приблизившимся к вершинам своего потенциала, прежде всего творческого.

Самоопределение - сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях. Мыслительно-деятельностный способ реализации свободы, обретение и проявление личностью индивидуальной свободы.

Самостоятельность - системное качество личности, позволяющее ей действовать автономно, адекватно проблемной ситуации, ситуации неясности и неопределенности. Самостоятельность означает такой характер связи человека и ситуации, который допускает свободу деятельности человека, свободу проявлений его активности, выбора вариантов его поведения и возможного воздействия на ситуацию.

Социальный вектор тьюторского действия - вектор, предполагающий работу со множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных образовательных учреждений.

Тьютор - (англ. tutor) педагог, сопровождающий разработку и реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы, педагог, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы.

Тьюторант - обучающийся, разрабатывающий и реализующий в условиях тьюторского сопровождения индивидуальную образовательную программу.

Тьюториал - форма тьюторского занятия, взаимодействия тьюторанта с тьютором. Индивидуальные и групповые консультации по рефлексии, анализу тьюторантами образовательных успехов и трудностей, возникших в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.

Тьюторская деятельность  - педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Тьюторская компетентность  - компетентность, характеризующая педагога как работника особой сферы, действующего в рамках открытого образовательного пространства, в структуру тьюторской компетентности входит компетенция: аналитическая, проективная, конструктивная, ресурсно-инструментальная, контрольно-прогностическая. Готовность и способность педагога осуществлять индивидуализацию образовательного процесса путем поддержки и сопровождения познавательного интереса через создание условий для построения индивидуальных образовательных программ учащихся.

Тьюторское сопровождение  - движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою индивидуальную, персональную индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости — помощь и поддержка.

Целеобразование (целеполагание) - процесс порождения в сознании человека новых целей как одно из проявлений его мышления; соответствующие образы-представления могут быть также транслированы другому субъекту и приняты им как цель собственной деятельности.

Цель - осознанный субъективный образ, представление человека о будущем результате деятельности, образ «потребного будущего», определяющий целостность и направленность его действий и поступков.

 

 анкета по удовлетворенности системой образования

 

 

 


© 2017 Институт развития образования Иркутской области Адрес: г. Иркутск ул. Лыткина 75"а"
тел. 8 (3952) 500-904
Сейчас 671 гостей онлайн