logos
Полезные ссылки
В рамках конкурса практик социализации «Социальный навигатор» состоялась интерактивная игра «Ориентиры»
22.10.2018 13:08

17 октября 2018 года в ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» состоялась интерактивная игра «Ориентиры» - второй этап регионального конкурса в системе воспитания школы «Социальный навигатор». Организатором мероприятия выступил центр социализации, воспитания и инклюзивного образования ИРО. Актуальность проведения конкурса «Социальный навигатор» обусловлена системным изучением и распространением результативного опыта работы образовательных организаций в вопросах педагогического сопровождения процессов социализации обучающихся (приобретения обучающимися социального опыта, освоения базовых национальных ценностей, социальных ролей, норм, правил общественного поведения), что, в свою очередь, обеспечивает активное включение детей и подростков в социальную среду и воспроизводство системы социальных связей. Таким образом, посредством конкурса также решаются исследовательские задачи, решение которых позволит выработать методическую позицию по вопросам развития практик социализации в системе воспитания школы. Конкурс «Социальный навигатор» проводится в три этапа: «Банк практик», интерактивная игра «Ориентиры», «Дебаты».

В рамках первого этапа «Банк практик» в адрес организаторов конкурса поступило 19 заявок от образовательных организаций, представляющих 10 муниципальных образований Иркутской области.

  

Участники этапа сопровождали свои заявки описаниями практик социализации, под которыми в рамках конкурса понимается целесообразная и целенаправленная деятельность образовательной организации (в форме мероприятия или комплекса мероприятий, образовательного события, КТД и др.), направленная на создание условий, способствующих освоению обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения, базовых национальных ценностей и, следовательно, условий, обеспечивающих воспроизводство системы социальных связей в образовательной организации и семье.

По результатам экспертной оценки практик социализации был сформирован рейтинг участников конкурса и определен состав участников второго этапа – интерактивной игры «Ориентиры». К участию во втором этапе были приглашены:

1.         МКОУ Тангуйская СОШ МО «Братский район»;

2.         МБОУ «Белореченский лицей» Усольского районного МО;

3.         МОУ «СОШ №4 им. Д.М. Перова» МО «город Саянск»;

4.         МКОУ СОШ №12 МО Шелеховский район;

5.         МКУ «СОШ №7» МО «город Саянск»;

6.         МКОУ СОШ с. Нижняя Иреть Черемховского районного МО;

7.         МБОУ «СОШ №1» МО «город Тулун»;

8.         МОУ «Школа №5» МО «город Черемхово»;

9.         МБОУ «СОШ № 13» МО города Братска;

10.       МОУ «Школа №4» МО «город Черемхово»;

11.       МОУ Школа № 8 им. А.С. Пушкина МО «город Черемхово»;

12.       МБОУ СОШ №18 МО города Братска.

Участие в интерактивной игре «Ориентиры» принимали команды образовательных организаций в составе 3 человек: представитель от обучающихся, представитель педагогического коллектива, представитель родительского сообщества.

Интерактивная игра «Ориентиры» стартовала с этапа «Конвейер практик», в рамках которого участникам (педагогам и родителям) необходимо было представить свою практику и ответить на вопросы экспертной комиссии. Одновременно с этим начался этап «Успешные люди», участие в котором приняли учащиеся школ – представители команд образовательных организаций. В рамках этого этапа участникам, организованным в команды по 3 человека, предстояло подготовить 10-минутное выступление-презентацию об известных успешных личностях. Команды были свободны в определении таких людей. В ходе подготовки к выступлению, командам участников предстояло ответить на следующие вопросы:

  • Каких критериев успеха вы придерживались, насколько им соответствует выбранный вами человек?
  • В чем вы бы хотели быть на него похожим? Какие положительные и отрицательные черты этого человека вы можете назвать?
  • Считаете ли вы то, чем он занимается, полезным для общества и государства?
  • Что вам лично дает знание об этом человеке, и может дать возможное знакомство / общение с ним лично?
  • В каких случаях следует упоминать имя этого человека?

Выступать учащимся предстояло перед взрослыми – родителями, педагогами и экспертами, которые не имели возможности оказать влияние ни на выбор успешного человека, ни на структуру выступления. Интересно, что две из четырех команд совпали с выбором успешной личности – их выступления были посвящены Николасу Джеймсу Вуйчичу, два оставшихся выступления были о Михаиле Васильевиче Ломоносове и Генри Форде.

Следующий этап, через который предстояло пройти командам – «Воображариум». Идея этапа состояла в сравнении позиций детей и взрослых на предмет имеющегося социального опыта и отношения к художественной культуре. В рамках этапа «Воображариум» возможность ответа на 22 тестовых вопроса сначала была предоставлена учащимся, а затем - родителям и педагогам. При этом условия этапа не позволяли детям и взрослым обменяться друг с другом мнениями по тому или иному вопросу. На основе той базы вопросов, которая была сформулирована организаторами, можно сделать вывод, что кардинальных различий в ответах не было. Это в свою очередь говорит об отсутствии существенных информационных разрывов между участниками команды. С результатами этапа «Воображариум» (сравнение ответов) можно ознакомиться на сайте конкурса.

В рамках заключительного этапа интерактивной игры «Конструктор» командам предстояло разработать концепцию мероприятия, соответствующего следующим характеристикам:

  • в основе - интересная идея, учитывающая запросы учащихся;
  • мероприятие обладает целями и результатами (необходимо было их сформулировать);
  • мероприятие обладает социализирующим эффектом (относится к практике социализации);
  • мероприятие подразумевает вполне конкретную форму, средства реализации.

В результате этого этапа команды образовательных организации, с учетом поступивших экспертных рекомендаций, рефлексии по результатам всех предшествующих этапов игры, разработали 12 идей мероприятий – практик социализации.

Важно, что в ходе интерактивной игры «Ориентиры» организаторами конкурса были созданы условия для детального экспертного сопровождения с элементами исследовательских процедур. Всем экспертам, помимо формальных показателей оценки, было предложено сформулировать комментарий по каждому этапу игры. Избранный подход к экспертизе конкурса позволит в дальнейшем получить качественную обратную связь от экспертов, обобщить ее в виде открытых методических рекомендаций по вопросам реализации практик социализации.

По итогам двух этапов конкурса «Социальный навигатор» («Банк идей» и интерактивная игра «Социальный навигатор») можно уже сделать первые выводы.

Во-первых, любое мероприятие, решающее задачи воспитания, является практикой социализации, если предполагает дальнейшее воспроизводство обучающимися опыта и знаний, полученных в ходе мероприятия, способствует его общественной интеграции. Важно, чтобы при организации такого мероприятия особое внимание уделялось механизмам активизации присвоения социального опыта, агентам социализации.

Во-вторых, результативность практики социализации определяется степенью вовлеченности обучающихся не только в процесс самого мероприятия по факту, но и в процесс его организации. Другими словами, инициация любого мероприятия в формате практики социализации предполагает опору на мнение обучающихся, их интересы, отвечает на запрос обучающихся.

В-третьих, эффективность практики социализации во много зависит от взаимодействия всех участников образовательных отношений по вопросам решения задач воспитания в образовательной организации.

Эти и другие выводы, сформулированные Центром социализации, воспитания и инклюзивного образования по итогам исследований, запущенных в рамках конкурса «Социальный навигатор», будут обобщены в ходе вебинара, который планируется организовать по завершению всего конкурса в декабре 2018 года.

Промежуточные итоги конкурса «Социальный навигатор» публикуются на сайте конкурса. Результаты интерактивной игры «Ориентиры» будут опубликованы до 25 октября 2018 года, 6 команд из 12 будут рекомендованы экспертной комиссией к участию в завершающем этапе – «Дебаты». Вместе с тем, планируется запустить on-line голосование по практикам финалистов конкурса.

Эксперты конкурса «Социальный навигатор»:

  • Шестакова Евгения Александровна – руководитель Центра социализации, воспитания и инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО;
  • Астраханцев Максим Павлович ‒ методист Центра социализации, воспитания и инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО, старший специалист по вопросам образования Благотворительного фонда помощи детям-инвалидам, сиротам и тяжелобольным “Новый дом”;
  • Балкова Елена Кимовна ‒ руководитель редакционно-издательского центра ГАУ ДПО ИРО;
  • Булгакова Марина Геннадьевна – заведующий сектором воспитания центра социализации, воспитания и инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО;
  • Заруцкий Алексей Сергеевич – председатель совета региональной общественной организации «Лига молодых избирателей Иркутской области»;
  • Иванова Татьяна Валерьевна – директор МКУ «Информационно-методический центр развития образования»;
  • Крайнова Любовь Николаевна – доцент сектора воспитания центра социализации, воспитания и инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО;
  • Лавров Анатолий Александрович – руководитель программ Иркутского областного комитета Российского Союза Молодёжи, заместитель руководителя межрегионального проекта «Я-молодой донор», учредитель международной школы бизнеса для детей «Поколение Лидеров» в г. Иркутске;
  • Маршалко Ирина Васильевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе частного общеобразовательного учреждения «Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы» г. Иркутска;
  • Масленникова Анна Николаевна – координатор по PR Центра немецкого языка имени Вильгельма фон Гумбольдта, автор курса «Летняя редакция»;
  • Михалева Екатерина Олеговна – федеральный координатор Корпуса общественных наблюдателей Российского Союза Молодежи в Сибирском федеральном округе, председатель Объединенного студенческого совета ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»;
  • Пилизина Дарья Олеговна ‒ депутат Молодёжного парламента при  Законодательном Собрании Иркутской области;
  • Сковитина Дарья Петровна – старший методист сектора воспитания центра социализации, воспитания и инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО;
  • Токарева Татьяна Юрьевна – Директор АНО ДО "Социально-образовательный центр "Статус", председатель Общественного Совета при Министерстве по молодежной политике Иркутской области;
  • Чепрасова Наталья Евгеньевна ‒ старший методист сектора воспитания центра социализации, воспитания и инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО.

 

 


© 2019 Институт развития образования Иркутской области Адрес: г. Иркутск ул. Лыткина 75"а"
тел. 8 (3952) 500-904
Сейчас 108 гостей онлайн