logos
Полезные ссылки
7 мая 2019 года состоялась интерактивная игра «Ориентиры»
13.05.2019 11:41

7 мая 2019 года в ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» состоялась интерактивная игра «Ориентиры» – второй этап регионального конкурса практик социализации в системе воспитания школы «Социальный навигатор». Организатором мероприятия выступил центр развития воспитания.

Основанием для организации конкурса является план по реализации в 2016–2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, основных мероприятий регионального плана (дорожная карта «ВОСПИТАНИЕ–2020» Иркутской области) по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в Иркутской области на период до 2020 года. Вовлечение молодежи в практики социализации является одним из приоритетных направлений Государственной молодежной политики Российской Федерации, средством развития ее потенциала.

Проведение конкурса «Социальный навигатор» позволило познакомиться с практиками социализации образовательных организаций Иркутской области, в рамках которых обучающимся предоставлена возможность получить новую информацию о себе и социальной действительности, получить опыт, а также анализировать этот опыт, что является важной частью становления личности и активного включения молодежи в социальную среду.

  

Конкурс «Социальный навигатор» проводится в три этапа: «Банк практик», интерактивная игра «Ориентиры», «Дебаты».

В рамках первого этапа «Банк практик» в адрес организаторов конкурса поступили заявки из 11 муниципальных образований Иркутской области.

Участники этапа сопровождали свои заявки описаниями практик социализации, под которыми в рамках конкурса понимается целесообразная и целенаправленная деятельность образовательной организации (в форме мероприятия или комплекса мероприятий, образовательного события и др.), направленная на создание условий, способствующих освоению обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения, базовых национальных ценностей и, следовательно, условий, обеспечивающих воспроизводство системы социальных связей в образовательной организации и семье.

По результатам экспертной оценки практик социализации был сформирован рейтинг участников конкурса и определен состав участников второго этапа – интерактивной игры «Ориентиры». К участию во втором этапе были приглашены:

  1. МБОУ СОШ №4 (г. Братск).
  2. МБОУ гимназия №44 (г. Иркутск).
  3. МБОУ СОШ №37 (г. Ангарск).
  4. МБОУ Балаганская СОШ №1 (Балаганский район).
  5. МБОУ СОШ №5 (г. Ангарск).
  6. МОУ лицей г. Черемхово.
  7. МБОУ Ново-Удинская СОШ (Усть-Удинский район).
  8. МБОУ СОШ №72 (г. Иркутск).
  9. МБОУ СОШ № 9 (г. Зима).
  10. МКОУ Большелугская СОШ № 8 (Шелеховский район).
  11. МКОУ СОШ № 2 (г. Тайшет).
  12. МБОУ СОШ №42 (г. Иркутск).

Участие во втором этапе – интерактивной игре «Ориентиры» – принимали команды образовательных организаций в составе 3 человек: представитель от обучающихся, представитель педагогического коллектива, представитель родительского сообщества.

Интерактивная игра «Ориентиры» стартовала с этапа «Конвейер практик», в рамках которого участникам (педагогам и родителям) было предложено наглядно представить свою практику, по условиям конкурса авторы давали лишь отдельные пояснения наглядному материалу и отвечали на вопросы экспертной комиссии. Важно отметить, что в этом году организаторы предоставили возможность образовательным организациям – участникам быть экспертами друг у друга.

С фотоматериалами данного этапа можно ознакомиться здесь.

В это время учащиеся школ – представители команд образовательных организаций – проходили этап «Избранная цель», в рамках которого ребята из 8–11 классов, организованные в команды по 4–5 человек, работали в формате форсайт-сессии, подготовили 10-минутное выступление и ответили на вопрос: «Что нужно сделать сегодня, чтобы быть готовым к будущему?». Определив современные молодежные тренды, которые способствуют формированию успеха в разных сферах жизни, ребятам удалось построить дорожную карту их личностного развития.

С фотоматериалами данного этапа можно ознакомиться здесь.

Для младших участников – учеников 5–6 классов – организаторами было подготовлено задание: представить 5-минутное выступление-презентацию об известных успешных личностях. Команды были свободны в определении таких людей. В ходе подготовки к выступлению, командам участников предстояло ответить на следующие вопросы:

  1. Каких критериев успеха вы придерживались, насколько им соответствует выбранный вами человек?
  2. В чем вы бы хотели быть на него похожим? Какие положительные и отрицательные черты этого человека вы можете назвать?

Выступать учащимся предстояло перед взрослыми – родителями, педагогами и экспертами, которые не имели возможности оказать влияние ни на содержание, ни на структуру выступления.

Следующий этап, который был предложен командам – «Воображариум». Идея этапа состояла в сравнении позиций детей и взрослых на предмет современных молодежных трендов. В рамках этапа «Воображариум» у участников была возможность выбрать из предложенных трендов (речь идет не о тенденциях в сфере одежды, стилизации или изменении внешнего вида, а о тех тенденциях и трендах, которые проявляются в поведении молодежи) пять и дополнить еще пятью, которые кажутся взрослым наиболее актуальными для ребят-школьников. Сначала была предоставлена возможность дать ответы учащимся, а затем – родителям и педагогам. При этом условия этапа не позволяли детям и взрослым обменяться друг с другом мнениями по тому или иному вопросу. По результатам ответов можно сделать вывод, что у ребят первые три позиции заняли блогерство, здоровый образ жизни, волонтерство; свою очередь родители и педагоги считают, что для современной молодежи важны успех, общение и здоровый образ жизни. Нужно отметит, что взрослые участники команды смогли определить некоторые молодежные тренды, что говорит о том, что реализация практик социализации позволяет педагогам, родителям и обучающимся вступить в конструктивный диалог, позволяющий договориться, а не доказывать.

В рамках заключительного этапа интерактивной игры был предложен конкурс «Конструктор», который проходил в 2 этапа. В ходе первого этапакомандам было предложено проанализировать реализацию своих практик социализации, ответить на вопросы:

1. Какие современные молодежные тренды определяли практику социализации?

2. Что возьмете в опыт и будете использовать в дальнейшем?

3. От чего откажитесь? Почему?

Во втором этапе участники представляли на шкале времени события, которые позволят им успешно реализовывать свою практику в будущем, а вместе с тем ответили на вопрос:изменится ли ваша практика социализации? в чем?

В результате этого этапа команды образовательных организаций наметили пути развития своих практик социализации, в этом им очень помогло мнение экспертов и рефлексия по результатам всех предшествующих этапов игры.

Важно, что в ходе интерактивной игры «Ориентиры» организаторами конкурса были созданы условия для детального экспертного сопровождения с элементами исследовательских процедур. Всем экспертам, помимо формальных показателей оценки, было предложено сформулировать комментарий по каждому этапу игры. Избранный подход к экспертизе конкурса позволит в дальнейшем получить качественную обратную связь от экспертов, обобщить ее в виде открытых методических рекомендаций по вопросам реализации практик социализации в образовательном поле региона.

С фотоматериалами можно ознакомиться здесь.

По итогам двух этапов конкурса «Социальный навигатор» («Банк идей» и интерактивная игра «Социальный навигатор») важно отметить, что нам представилась возможность познакомиться и рассмотреть практики социализации образовательных организаций, которые позволяют ребятам активно включаться в социальную среду. Педагогам и взрослым открываются возможности педагогического сопровождения социализации детей. Благодаря конкурсу мы можем выявить и обобщить позитивные и целесообразные практики, увидеть эффективность их внедрения, а также вовлечь участников образовательных отношений в процессы оценки эффективности и целесообразности реализуемых практик.

Промежуточные итоги конкурса «Социальный навигатор» публикуются на сайте конкурса. Результаты интерактивной игры «Ориентиры» будут опубликованы до 25 мая 2019 года. 6 команд из 12 будут рекомендованы экспертной комиссией к участию в завершающем этапе «Дебаты», запланированном в рамках проведения Байкальского международного образовательного салона. Вместе с тем планируется запустить on-lineголосование по практикам финалистов конкурса.

Эксперты конкурса «Социальный навигатор»:

Шестакова Евгения Александровна– руководитель центра государственной политики в сфере образования ГАУ ДПО ИРО;

Березина Елена Владимировна– заведующий сектором разработки и сопровождения информационных систем ГАУ ДПО ИРО;

Буйкова Ольга Павловна– старший методист центра развития дополнительного образования ГАУ ДПО ИРО;

Булгакова Марина Геннадьевна– руководитель центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО;

Быков Александр Сергеевич – руководитель центра цифровизации образования;

Гибанова Вера Викторовна– методист центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО;

Комарова Елена Леонидовна– заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Школа № 4 г. Черемхово»;

Максимишина Ольга Брониславовна– методист центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО;

Маршалко Ирина Васильевна– заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЧОУ «Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы» г. Иркутска;

Ступина Яна Григорьевна– заместитель председателя региональной общественной организации «Молодежная ассамблея народов Прибайкалья»;

Трубникова Валерия Викторовна– преподаватель психологии, теории и методики преподавания религиоведения и светской этики в начальной школе ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»;

Федькина Дарья Павловна– заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ №18» г. Братск;

Чепрасова Наталья Евгеньевна– старший методист центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО.

 


© 2019 Институт развития образования Иркутской области Адрес: г. Иркутск ул. Лыткина 75"а"
тел. 8 (3952) 500-904
Сейчас 145 гостей онлайн