Введение ФГОС НОО, ООО, СОО
Горячая линия
Валюшина Наталья Михайловна, тел. +7 (3952) 500-904 (доб. 305),
e-mail: n.valyushina@iro38.ru
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья утверждены обновлённые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – ФГОС НОО, ООО, СОО)
Консультационный центр
С целью оказания методической поддержки управленческим и педагогическим командам общеобразовательных организаций Иркутской области в ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» работает консультационный центр по вопросам введения обновлённых ФГОС НОО, ООО, СОО.
В онлайн-режиме Центр работает:
- еженедельно по четвергам с 14.00 до 15.00 – для сотрудников муниципальных методических служб, управленческих команд;
- еженедельно по четвергам с 15.00 до 16.00 – для педагогических работников.
Обновлённые стандарты не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновлёнными ФГОС НОО, ООО, СОО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия.
Основные изменения обновлённых ФГОС НОО, ООО, СОО связаны с:
- детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня;
- детализацией воспитательного компонента в деятельности учителя и школы, определением связи воспитательного и собственно учебного процесса;
- изменением общего объема аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ;
- изменениями в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне, др.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с основными документами и методическими материалами по обновлённым ФГОС НОО, ООО, СОО.
Часто задаваемые вопросы
- Обеспечение вариативности ООП;
- Конкретизация планируемых результатов;
- Требования к пояснительной записке, содержательному разделу и структурным элементам ООП: рабочим программам учебных предметов, курсов, модулей, курсов внеурочной деятельности; программе формирования УУД, рабочей программе воспитания;
- Перечень предметных областей, учебных предметов, курсов, модулей;
- Объем урочной и внеурочной деятельности;
- Обучение детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями;
- Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий;
- Деление учеников на группы;
- Информационно-образовательная среда;
- Оснащение кабинетов;
- Психолого-педагогические условия
Примерные рабочие программы учебных предметов начального общего и основного общего образования размещены на сайтах «Реестр примерных основных общеобразовательных программ»: https://fgosreestr.ru/oop , «Единое содержание общего образования»: https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Все программы прошли общественно-профессиональное обсуждение и экспертизу, утверждены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию в 2021 — 2022 гг. Примерные рабочие программы соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечивают равный доступ к качественному образованию, единые требования к условиям организации образовательного процесса, единые подходы к оценке образовательных результатов. Примерные рабочие программы станут методическим ориентиром для работы учителя, позволят реализовать в процессе преподавания современные подходы к достижению образовательных результатов, сформулированных во ФГОС НОО и ООО, помогут структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебных предметов по годам обучения; позволят проектировать систему учебных задач для достижения планируемых результатов.
По заказу Министерства просвещения Российской Федерации специалистами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», федерального оператора введения и реализации обновленных ФГОС, разработан «Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Конструктор рабочих программ размещен на сайте «Единое содержание общего образования»: https://edsoo.ru/
Конструктор рабочих программ: https://edsoo.ru/constructor/
Видеоинструкция по работе с Конструктором рабочих программ: https://youtu.be/O8YmtcFEOYM
Примерная рабочая программа не может полностью соответствовать ни одному УМК, т.к. она создавалась на основе ФГОС, а не на основе действующих учебников по предметам. Однако, Примерная рабочая программа может быть адаптирована к каждому УМК из Федерального перечня учебников, т.к. включает обязательное для изучения в 1-4, 5-9 классах содержание данных учебных предметов и соответствует методическим традициям отечественной школы.
1. Требования к пояснительной записке:
— в записке для НОО не нужно указывать участников образовательных отношений и общие подходы к внеурочке;
— в пояснительную записку надо добавить общую характеристику ООП.
2. Требования к планируемым результатам:
— определены четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине;
— школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе сами определять достижение промежуточных результатов;
— личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания;
— метапредметные результаты сгруппировали по видам УУД.
3. Описание содержания системы оценки:
-комплексный подход к оценке результатов теперь не предусматривает оценку личностных результатов учеников, только предметных и метапредметных;
-обновленные ФГОС предъявляют меньше требований к описанию содержания системы оценки. Поэтому школа может включить в эту часть свои особенности оценивания;
-отслеживать, как формируются личностные результаты нужно, но не оценивать, а использовать мониторинг.